Развитие способностей: Что? Как? Зачем?
На страницу 1, 2  След. | Одной страницей
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форумы Гуманистического Союза Молодежи -> Культура и антикультура
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
сочувствующий
Предупреждений : 1

Опытный
Опытный


Зарегистрирован: 23.05.2004
Сообщения: 313

СообщениеДобавлено: Пн Июл 18, 2005 12:19    Заголовок сообщения: Развитие способностей: Что? Как? Зачем? Ответить с цитатой

Цитата:
Я не собираюсь вдаваться в спор о смысловых тонкостях словосочитания

(вопрос не в тему (без злорадства) - а ты специально так часто путаешь в текстах гласные И и Е, - это такая фишка? или ненамеренно? это насчёт словосочИтания и мн. др.)
дело не в споре и не в смысловых тонкостях, а просто в том, чтоб понять что ты пытаешься развивать.
и ты ошибаешься (более того очень ошибаешься) если полагаешь, что твоего интуитивно-обыденного представления о значении понятия "способность" вполне достаточно.
видишь ли, дело в том, от того как ты понимаешь это разнесчастное слово, зависят и принципиальные подходы к тому как можно изменять обозначаемую им реальность.
уровень понимания, навязанный тебе книжкой Тома - уровень конца 19 в. (интроспекционизм, дуализм, а по сути идеализм). Даже независимо от того, что Том об этом и словом не обмолвился. Любые рассуждения, как тебе, думаю, известно, имплицитно или эксплицитно всегда основаны на той или иной философской базе.

Цитата:
Критиковать проще, чем делать что-то самому.

а критика по твоему не есть "делать что-то самому"?
более того, не такой уж это простой вид деятельности.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dima100

Опытный
Опытный


Зарегистрирован: 02.05.2005
Сообщения: 235
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Июл 18, 2005 19:16    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Предлагаю оставить эту ветку для упражнений, а обсуждение течений в психологии перенести в другую ветку.
Я с удовольствием поддержу такую беседу. По мере своих знаний и способностей.
При взаимном согласии, можно считать это сообщение просьбой к модератору.

Путаница с "Е" и "И" проистекает не от "понтов", а из изъянов моего среднего образования (3-ий класс).
Не всегда успеваю проверять сообщения Word-ом. Wink или Sad как посмотреть.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
сочувствующий
Предупреждений : 1

Опытный
Опытный


Зарегистрирован: 23.05.2004
Сообщения: 313

СообщениеДобавлено: Ср Июл 20, 2005 0:44    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ладно, раз так хочется тебе развить способности, специально для вас, так скаать, один эксклюзивный рецепт.
сделай свою жизнь серьёзно зависимой от развития какой-нибудь способности.
например, пойди работать кем-нибудь, чья зарплата зависит от количества правильно принятых решений (например, - проф. шахматистом Wink )
тут же, правда, должен предупредить, что разовьёшь ты так лишь способность к игре в шахматы.
потому как беспредметных способностей (таких, как упомянутые "ментальные"(знал бы ты каких мук моему существу стоит написание этого мерзопакостного словосочетания)) не бывает. любая способность - способность к какой-либо деятельности (будь то шахматы, концентрация внимания на числах и выполнение арифметических операций с ними Wink ).даже несчастных(?) зрительных способностей в чистом виде развить, к сожалению, невозможно Crying or Very sad :можно только научиться различать классы кораблей противника по силуэту (практическая деятельность капитана военного корабля), различать брак в деталях (работа сортировщика (специалиста по качеству) на поизводстве) ну и т.д. нет в природе (человека)
способностей вообще - зрительных, "ментальных" Evil or Very Mad , слуховых ит.д. и т.п.
З.Ы. деятельность существует только там, где существует отдельный мотив, а последний в свою очередь, лишь там, где есть опредмеченная потребность (это он и есть). это я к тому, что если таки хочешь чего-нибудь "развивать", то
это нечто действительно должно быть необходимым для протекания твоей деятельности(как субъекта деятельности)и жизненно важным для тебя(как человека)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dima100

Опытный
Опытный


Зарегистрирован: 02.05.2005
Сообщения: 235
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Июл 20, 2005 22:15    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я так и сделал 10 лет назад, связав свою жизнь с информатикой (логическое и алгоритмическое мышление, умение создавать парадоксальные ситуации при тестировании ПО и некоторые другие навыки).

Если верить вышесказанному, чтобы развить память и кругозор - надо устроиться библиотекарем, а для способности быстро выбирать среди рискованных решений - профессионально заняться мошенничеством...

На самом деле меня интересует более экономичный по времени способ, способный дать некоторый базовый уровень, выгодно отличающийся от среднего (очень серого). Даже, если он не будет перекрывать ВЕСЬ спектр моих способностей-потребностей.
На начальном этапе, я согласен обозначить опорные точки (с высоким уровнем) на основе которых я буду способен "подтягивать" оставшиеся "провалы".
Путем к этому я, пока, избрал именно упражнения, которын можно выполнять в любую свободную минутку (например в транспорте).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
сочувствующий
Предупреждений : 1

Опытный
Опытный


Зарегистрирован: 23.05.2004
Сообщения: 313

СообщениеДобавлено: Чт Июл 21, 2005 13:10    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

и как успехи?
(успехи в свою очередь зависят от задатков)

Цитата:

Если верить вышесказанному, чтобы развить память и кругозор - надо устроиться библиотекарем, а для способности быстро выбирать среди рискованных решений - профессионально заняться мошенничеством...

это уже вопрос операционализации теории верхнего уровня. здесь уж можно словоблудить как угодно. если ты считаешь, что работая библиотекарем можно это сделать, то тогда можно (в принципе действительно - чё ж нет? по крайней мере в авторах и цветах обложки разберёшься стопудово. а вот про мошенничество - это совершенно точно подмечено и тут бы я от сарказма отказался. равно как и воровство)

Цитата:

Путем к этому я, пока, избрал именно упражнения, которын можно выполнять в любую свободную минутку (например в транспорте).

ну, по крайней мере ты разовьёшь способность не терять понапрасну время.
и, возможно, некоторые волевые качества.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dima100

Опытный
Опытный


Зарегистрирован: 02.05.2005
Сообщения: 235
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Июл 21, 2005 13:28    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Лучше, чем ничего (стоять на месте) Wink Laughing
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
сочувствующий
Предупреждений : 1

Опытный
Опытный


Зарегистрирован: 23.05.2004
Сообщения: 313

СообщениеДобавлено: Пт Июл 22, 2005 23:07    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

спору нет.
наконец то мы пришли к консенсусу Wink
зато теперь каждый знает, что развивает Laughing
правильно составленная ориентировочная схема действия -
залог успеха в практике его (действия) реализации Cool
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Art

Опытный
Опытный


Зарегистрирован: 11.06.2004
Сообщения: 210
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Июл 22, 2005 23:16    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Пословица гласит: "Неважно с какой скоростью плывет корабль, если капитан не знает цели путешествия". Для чего развивать способности? Цель?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
сочувствующий
Предупреждений : 1

Опытный
Опытный


Зарегистрирован: 23.05.2004
Сообщения: 313

СообщениеДобавлено: Сб Июл 23, 2005 17:27    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ответ уже дан. никакого отдельного развития способностей не существует.
"Развитие способностей" - побочный эффект, результат осуществления какой-либо деятельности. И вне её конечно же бессмысленно. А если уж ты должен что-то делать (а делать ты должен, потому что от потребностей никуда не деться), то и способность соответствующая должна быть, т.е. она и появляется и развивается вместе с деятельностью. Или ещё можно сказать, если ты что-то делаешь (едешь на велосипеде), то у тебя есть соответствующая способность (способность к езде на велосипеде), причем это не означает, что она у тебя была до начала этой деятельности (например врождённая). До начала деятельности существуют лишь задатки к ней - комплекс условий, при объединении которого в некую функциональную систему (в смысле Анохина) (с началом выполнения деятельности) и можно говорить о появлении той или иной способности. Тогда вся нелепость снимается.

Способность - то, что определяет успешность деятельности.
Уровни развития способности: одаренность, талант, гениальность. Определяется тем, насколько быстро, при прочих равных условиях, происодит овладение тем или иным видом деятельности.

Некое отдельное "развитие способности" , деятельность, направленная на собственно развитие способностей,- разумеется полный бред.

Рек. лит.-ра С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ксантиппа




Зарегистрирован: 23.07.2005
Сообщения: 2
Откуда: Питер

СообщениеДобавлено: Сб Июл 23, 2005 18:47    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

сочувствующий писал(а):

Некое отдельное "развитие способности" , деятельность, направленная на собственно развитие способностей,- разумеется полный бред.

Рек. лит.-ра С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии.

Во многих случаях это конечно так, но позвольте не совсем согласиться с Вами и тов. Рубинштейном.

Если у человека есть задатки способностей, он во многих случаях будет искать соответствующую деятельность или её суррогат, а в случае если ничего подходящего для развития этой способности нет, будет испытывать некоторую неудовлетворённость и интерес к соответствующим условиям.

Вот пример: У человека есть способность жевать, даже если кормить пищей не требующей жевания, ребёнок, например, в положенное время начинает жевать всё подряд, а после начинает жевать жвачку, если эта способность по прямому назначению используется недостаточно. Опять же в определённом возрасте все дети начинают прыгать, по моим наблюдениям они делают это просто так, нравится обнаруживать и использовать способность, а вовсе не с целью куда-либо запрыгнуть, или что-то достать подпрыгнув.

Немецкий биолог Конрад Лоренц, наблюдая за гусями, заметил следующее:
Гусь ныряет за пищей либо пока не наестся, а если пищи много и можно утолить голод сразу, то он продолжает какое-то время нырять просто так, как если бы он на самом деле питался. Как же это объяснить? Видимо, если способность нырять, структурно нужна и важна для жизни гуся, то он будет учиться нырять за пищей в воде, даже если та находится берегу, и постоянно поддерживать способность нырять, что бы эта способность не деградировала.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
сочувствующий
Предупреждений : 1

Опытный
Опытный


Зарегистрирован: 23.05.2004
Сообщения: 313

СообщениеДобавлено: Вс Июл 24, 2005 14:25    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:

но позвольте не совсем согласиться с Вами и тов. Рубинштейном.

почему нет? всегда есть возможность попробовать!
Laughing
сначала общее:
всё вами сказанное никак не проиворечит высказанной мной т.з.
и вообще представляет собой не теоретическое рассуждение, а набор интерпретаций.

а теперь содеражательно:
Цитата:

Если у человека есть задатки способностей, он во многих случаях будет искать соответствующую деятельность или её суррогат

(сначала я написал "чушь". а потом подумал, что это как-то грубо. и решил не писать) побудитель деятельности - не биологическое созревание органов, а потребность и соответствующая объективная ситуация.
Цитата:

а в случае если ничего подходящего для развития этой способности нет, будет испытывать некоторую неудовлетворённость и интерес к соответствующим условиям.

это Вы с чего взяли?
физиологический идеализм.
Цитата:

У человека есть способность жевать

я бы не стал называть это способностью. это безусловный рефлекс.
Цитата:

а после начинает жевать жвачку, если эта способность по прямому назначению используется недостаточно

я думаю, он начинает жевать жвачку по иным причинам. например, потому что ему дали её пожевать. и объяснили (условно) как это делать.
Цитата:

Опять же в определённом возрасте все дети начинают прыгать,

уникальный эмпирический материал!
сотни прыгающих детей. если тебе исполняется 7 лет и два месяца, то... хоп-ля! щелчок, свич! и пошли прыжки. хрен остановишь Cool забавная картина.
потешили. Laughing
Цитата:

по моим наблюдениям они делают это просто так, нравится обнаруживать и использовать способность, а вовсе не с целью куда-либо запрыгнуть, или что-то достать подпрыгнув.

это Ваши интерпретации. заметить этого по наблюдениям, увы, невозможно.
уверяю Вас, для объяснения побуждений к игровой деятельности существуют куда более достойные теории (Леонтьев А.Н., Узнадзе Д.И.) а я, увы, не хотел бы выступать в роли ретранслятора монографий. можете ознакомиться.

Цитата:

Немецкий биолог Конрад Лоренц

который, кстати заметить, был австрийским этологом (ну, конечно поэтому в некотором смысле и биологом). что, собственно сути дела не меняет: никогда у него не встречал разработки понятия способность. которая, между прочим, является категорией психологии.
Цитата:

Видимо, если способность нырять, структурно нужна и важна для жизни гуся, то он будет учиться нырять за пищей в воде, даже если та находится берегу, и постоянно поддерживать способность нырять, что бы эта способность не деградировала.

очень сложно. не понял мысли. а можно по существу?

З.Ы. по существу, значит в абстрактных понятиях и их отношениях между собой. а то ваша позиция мне не совсем ясна. и уж тем более не ясно в чём же было опровержение мной изложенного.
З.З.Ы. скажите, а Вы Гуманист? Cool
это я заключил по используемым (вернее по неумению их использовать) понятиям и ссылкой на немецкого биолога Laughing
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nataly

Опытный
Опытный


Зарегистрирован: 04.05.2004
Сообщения: 453

СообщениеДобавлено: Вс Июл 24, 2005 17:15    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

И зачем люди так много учатся, школа, институ, есть любители поучиться в аспирантуре. Да на работу сразу надо идти!
_________________
Mens agitat molem
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
сочувствующий
Предупреждений : 1

Опытный
Опытный


Зарегистрирован: 23.05.2004
Сообщения: 313

СообщениеДобавлено: Пн Июл 25, 2005 23:45    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ежели я правильно врубился, то высказывание Nataly претендует на роль контраргумента.
на самом же деле является результатом неправильного истолкования представленной мной т.з.
хотя иначе и быть не могло, потому как общепсихологическая теория деятельности, на которой эта т.з. основана, тут представлена и не была
а теперь по существу.
учение (в названных школе, институте, аспирантуре) является не подготовкой к деятельности, а самостоятельным ейным видом. а содержанием же оной является овладение другими (внешними) по отношению к ней самой (учебной) видами деятельности.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dima100

Опытный
Опытный


Зарегистрирован: 02.05.2005
Сообщения: 235
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вт Июл 26, 2005 0:42    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Привет, Сочувствующий!

Растолкуй поподробнее свой последний тезис.
А то, боюсь, его не все посетители форума поймут.

PS. Мне, после 18 лет означенной деятельности пришлось 3 раза перечитать чтоб врубиться и ещё не ясно так-ли я понял...
Умение научаться чему-то новому - сам по себе ценный навык.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
сочувствующий
Предупреждений : 1

Опытный
Опытный


Зарегистрирован: 23.05.2004
Сообщения: 313

СообщениеДобавлено: Ср Июл 27, 2005 18:20    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

дык просто всё.
содержанием учебной деятельности, в отличие скажем от трудовой (содержанием которой является та или иная предметная д.-ть), является не что иное как овладение различными (собственно всеми возможными) способами деятельности. ну, той же трудовой, например. что и придаёт ей качесвтенную специфику и позволяет выделить в отдельный вид деятельности.
кстати, может тебя смутило, что почему, мол, нельзя сделать её содержанием собственно овладение приёмами обучения.
ответ - потому что невозможно учиться учиться без определённого содержания, - просто каким-то формальным учебным приёмам (например, научиться читать без какого-либо текста)
однако, способности к учению, конечно, формируются в учебной деятельности
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форумы Гуманистического Союза Молодежи -> Культура и антикультура Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2  След. | Одной страницей
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете добавлять вложения в этом форуме
Вы не можете просматривать вложения в этом форуме
Вернуться к началу