Идеологическая двойственность и патология общественного созн

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форумы Гуманистического Союза Молодежи -> Современная литература
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Фонарщик

Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 20.07.2008
Сообщения: 16
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 29, 2008 15:18    Заголовок сообщения: Идеологическая двойственность и патология общественного созн Ответить с цитатой

Предлагаю Вашему внимнию отрывок из книги Владимира Каргополова "Путь без иллюзий"
В этой книге духовное развитие рассматривается как развитие сознания через трансцендирование двойственности. разбираются различные виды двойственности, в том числе и идеологическая.
Надеюсь, что этот материал заинтересует форумчан. Автор.


Итак, современный Запад и особенно США, страна, иду­щая в его авангарде, дают множество самых уродливых и гро­тескных форм патологии общественного сознания. Каждая из них, безусловно, заслуживает отдельного рассмотрения с позиций учения о познавательной двойственности и путях её преодоления, однако эта задача выходит далеко за рамки дан­ной книги. Здесь я ограничусь рассмотрением только двух, наиболее важных постулатов современного западного либе­рализма – принципа свободы и принципа равенства. Эти два принципа, наряду с третьим – правами человека, являются краеугольными камнями западного либерализма. Поскольку все они теснейшим образом взаимосвязаны, обсуждение принципа свободы и принципа равенства фактически является одновре­менным обсуждением прав человека. Все эти великие принципы западной демократии теоретически выглядят весьма благород­но и вдохновляющее. Однако в своём конкретном воплощении в реальную жизнь общества, в силу своей односторонности, они привели к весьма неблагоприятным результатам. Дело в том, что при отсутствии интуитивной мудрости-Праджни, о которой так много говорилось в этой книге, даже самые благородные и возвышенные идеалы имеют тенденцию в процессе своей кон­кретизации превращаться в собственную противоположность. Причём происходит это очень постепенно и незаметно для тех деятелей, которые пытаются воплотить в жизнь столь прекрас­ный в теории социальный проект. Так было с коммунистиче­ским проектом, а сейчас то же самое происходит с либеральным проектом западной постхристианской демократии.
Итак, патология общественного сознания Запада наи­более ярко проявляется в абсолютизации принципа свободы и принципа равенства, составляющих мировоззренческое ядро идеологии либерализма. Эти два великих принципа за­падной демократии исключительно важны и заслуживают отдельного рассмотрения.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фонарщик

Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 20.07.2008
Сообщения: 16
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 29, 2008 15:23    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Принцип свободы и антиномия «свобода – ограничения»
Все виды познавательной двойственности деструктив­ны, однако самой разрушительной из них является двой­ственность идеологическая. Именно эта разновидность че­ловеческой глупости является самой массовой, именно она за последние столетия собрала самый большой и самый кро­вавый урожай. Что стоит только одна Великая французская революция 1789 года с её лозунгами «Свобода, равенство, братство!». В 1789 году, вскоре после взятия Бастилии, была принята знаменитая «Декларация прав человека и гражда­нина», которая объявляла всех граждан Франции свободны­ми и равными в правах. Однако уже в 1793 году начался чу­довищный якобинский террор, при котором, в ходе расправ над подлинными и мнимыми врагами революции («врагами свободы»), погибло свыше 200 тысяч человек.
А сколько людей погибло в ходе русской революции 1917 года и в последующей гражданской войне! И все эти страшные социальные потрясения, принесшие людям неис­числимые страдания, были инициированы прекраснодуш­ными идеологами, которые, конечно же, хотели «как лучше». В современном мире по-прежнему имеют колоссальную по­пулярность такие слова, как свобода (libertas, лат.) демокра­тия, права человека и т.п. Эти слова наполнены священным смыслом и для западного мира приобрели статус символов веры. Именно под идеологическим прикрытием этих «вели­ких слов» совершаются такие злодеяния, как бомбардиров­ки Югославии войсками НАТО или американская оккупация Ирака – деяния, противоречащие не только христианской морали, но и нормам международного права.
Помнится ещё в советские времена ходил такой анекдот.
Армянскому радио задают вопрос:
– Правда ли, что будет третья мировая война?
Армянское радио компетентно отвечает:
– Третьей мировой войны не будет. Но будет такая борьба за мир, демократию и права человека, что камня на камне не останется!
Свобода, демократия, права человека – какие краси­вые, величественные и вдохновляющие слова! Однако, при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что на самом деле они представляют собою пустышки, «слова, наполнен-

413
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фонарщик

Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 20.07.2008
Сообщения: 16
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 29, 2008 15:29    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ные гелием» и не имеющие чёткого и ясного содержания. Это пустые и бессодержательные абстракции, которые допу­скают самые разные истолкования, вплоть до диаметрально противоположных. И эти словесные химеры далеко не без­обидны, ибо из-за них страдает и даже гибнет множество лю­дей. Все эти громкие слова, будучи абсолютизацией одного полюса двуединой истины, с отвержением другого, – приво­дят к грубому её искажению.
На самом деле, не существует такой вещи как «чистая» свобода, а всегда имеет место единый комплекс, составными частями которого являются как свободы, так и ограничения. Это пара диалектических противоположностей, которые вза­имодополняют друг друга и существуют только совместно. Поэтому изолированное абстрактное рассмотрение какого-либо идеологического понятия при игнорировании его противопо­ложности представляет собою надругательство над истиной.
Вопреки утверждениям прекраснодушных, но, увы, весьма недалёких западных идеологов, свобода никоим об­разом не является абсолютной и универсальной ценностью. В познавательной сфере такой универсальной ценностью может быть только Мудрость-Праджня, представляющая со­бою выход за пределы любой двойственности, в том числе и двойственности «свобода – ограничения». Не существует и быть не может свободы без дисциплины и присущих ей ограничений (несвобод). Точно так же не существует прав человека без уравновешивающих эти права обязанностей. Кроме этих антиномий можно выделить и ряд других, тесно с ними связанных и не менее важных. Это: коллективизм и индивидуализм, частная собственность и общественная, со­трудничество (отношения между людьми строятся на основе принципа взаимной поддержки и взаимопомощи) и конку­ренция (отношения между людьми строятся на основе прин­ципа «игры с нулевой суммой»*) и так далее.

Возможно, на форумах ГСМ не прнято давать такие объемные цитаты.
Коли так, в дальнейшем от этого воздержусь Всего доброго.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nataly

Опытный
Опытный


Зарегистрирован: 04.05.2004
Сообщения: 453

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 29, 2008 15:49    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я думаю что все это очень близко нашему пониманию, немного другие слова. Но отдельные слова это не суть. Можно одно и тоде говорить с разных позиций.

А что касается текста, то его содержание тянет на 4 ветки, как минимум.
1. Идеологическая двойственность как таковая. 2. Человеческая свобода. 3. На чем основаны принципы равенства? и права человека. 4. И лицемерие и обман свойственные западной идеологи, то есть существование этой идеологии в качестве "опиума для народа". Эти темы связаны конечно, но объять необъятное - тоже сложно.

_________________
Mens agitat molem
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фонарщик

Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 20.07.2008
Сообщения: 16
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 29, 2008 18:02    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я тоже воспринимю мировоззрение ГСМ как близкое по духу и вполне разделяю задаваемые им ценности. Отличие лишь в том, что я стою на эзотерических позициях и ни в коей мере не являюсь материалистом.
Всего доброго. Фонарщик.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форумы Гуманистического Союза Молодежи -> Современная литература Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете добавлять вложения в этом форуме
Вы не можете просматривать вложения в этом форуме
Вернуться к началу